ddoliras@mail.ru 8 985 350 80 50 м. Кузьминки, Волгоградский пр-т., д.135, корпус 3, 2 этаж, комната 2 м. Перово, ул. 1-я Владимирская, д. 29, корпус 2, 2 подъезд, комната 11

НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ

1. Индивидуальная нейрокоррекция

(индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителя

 по методике "замещающий онтогенез" А. Лурия.

Длительность - 30 минут

Количество - 2 раза в неделю

Возраст ребенка - от 3 до 12 лет

Стоимость - 1400 руб. (1 занятие)

2. Групповая нейрокоррекция

(групповые занятия - дети совместно с родителями)

по методике "замещающий онтогенез" А. Лурия.

Группа до 5 человек. 

Длительность - 45 минут

Количество - 1 раз в неделю (суббота)

Возраст детей - 3-7 лет

Стоимость - 1000 руб. (1 занятие)

4. Обучение нейрокоррекции

практическая часть (показ упражнений на  детях, с применением АВА терапии)

Категория: нейропсихологи, психологи 

Длительность: 3 часа

Стоимость: индивидуально - 5000 руб,

группа  от 3 человек  - 2000 руб (за человека)

3. Нейрогимнастика

(групповые занятия с детьми)

Группа до 10 человек. 

Длительность - 45 минут

Возрастные группы 3-5 лет, 5-7 лет, 7-12 лет

Количество - 2 раза в неделю

Стоимость - 500 руб. (1 занятие)

 

Программа коррекционных занятий 

«Второе рождение» 

Программа рассчитана на детей 3-12 лет

 

Актуальность программы.

В посление годы значительно увеличилось количество детей с различными отклонениями развития. Тенденция такова, что год от года повышается распространенность различных форм дизонтогенеза, и в целом ухудшается психоневрологичПричем характерно, что эта тенденция наблюда­ется во всех видах образовательных учреждений: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не вы­являют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ или на уровне ЗПР. В основном это – дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, сниженной общей работоспособностью, двигательной заторможенностью и расторможенностью, повышенной отвлекаемостью, снижением самоконтроля, спонтанным поведением, сниженными функциями восприятия, внимания, памяти, а часто и мышления, несформированностью пространственных представлений. Все перечисленные проявления дизонтогенеза являются базовой предпосылкой учебной и поведенческой дезадаптации в период школьного обучения. В этой связи первоочередной задачей психологов и педагогов дошкольных учреждений на наш взгляд должна стать своевременная максимально эффективная коррекция  развития ребенка в период, предшествующий школе. 

Научные основания

 Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Однако, часто попытки решить проблему различных отклонений только когнитивными методами оказываются успешными лишь отчасти, так как традиционные общепринятые психолого-педагоги­ческие  методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной ребенка непосредственно, по типу «симптом – ми­шень», во многих случаях перестали приносить результаты как в про­цессе обучения, так и в процессе коррекции.

 В связи с этим все большую значимость приобретает второе направление - нейропсихологический подход к проблеме дизонтогенеза, позволяющий на ранних стадиях развития ребенка выявить механизмы отклоняющегося психического развития, выработать адекватные коррекционные методы и начать применять их своевременно, то есть до начала школьного обучения. (Ю.В. Микадзе, Л.С. Цветкова, Б.А. Архипов, А.В. Семенович, Т.Г. Горячева, А.С. Султанова). Это позволит в более короткие сроки, то есть к моменту начала школьного обучения в достаточной мере скорректировать развитие всех ВПФ до уровня, необходимого ребенку для успешного освоения школьной программы. Одним из таких методов является сенсомоторная коррекция, основной принцип которой – оптимизация хода психического онтогенеза через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферы ребенка. С помощью специальных упражнений (двигательных, дыхательных, растяжек, глазодвигательных и т.д.) достигается нормализация активации нервной системы, улучшение функционального статуса подкорково-стволовых структур и коры мозга, развитие межструктурных мозговых связей (корково-подкорковые, межполушарные и др.), что вызывает активизацию развития всех высших психических функций.

Теоретическую базу нейропсихологической коррекции составляет представление о том, что все психические процессы имеют сложное многоуровневое строение и опираются на работу множества мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание. В связи с этим недостаточность некоторых высших психических функций (ВПФ) может иметь место при повреждении или дисфункции различных отделов головного мозга, но в каждом случае она проявляется специфично, качественно отличаясь от особенностей проявления при заинтересованности других мозговых структур. Таким образом, нейропсихологическая коррекция – одна из сфер практического приложения теории развития высших психических функций  Л. С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии.

Одним из таких методов является сенсомоторная коррекция,  основной принцип которой – оптимизация хода психического онтогенеза через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферы ребенка.

Идеология метода основывается на тео­рии А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

Программа представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три функциональных блока мозга.

 1-ый блок мозга – «уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на выявление дефекта и функциональную активизацию подкорковых образований головного мозга. 

2-ой блок мозга – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

3-й блок мозга – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Занятиям предшествует обязательная нейропсихологическая диагностика которая, позволяет выявить слабые звенья в развитии ребенка и  направить его либо на групповые занятия, либо на индивидуальные. Так же на основе нейропсихологической диагностики простроить прогноз  дальнейшего развития ребенка.

Практическая направленность

Коррекционно-развивающие занятия необходимы детям, имеющим  отставание в развитии отдельных психических функций, а так же при общей психофизической ослабленности. В школьном возрасте такое отставание проявляется в виде школьной неуспеваемости из-за невозможности в полной мере усвоить учебный материал. В начальных класса - это ошибки (зеркальность, пропуски и замена букв, нарушение границ листа и т.д.) на письме (дисграфия), в речи (дислексия),

Оновные направления программы.

1.Диагностика

2.Сенсомоторная коррекци

3.Когнитивная корекция

Цели и задачи программы

Цель программы: развитие интеллекта, речи и всех психических функций через развитие сенсорной и моторной сфер ребенка, его вестибуляторных функций с последующим применением познавательных методов.

Задачи

1.Провести первичную диагностику уровня актуального развития ребенка: выявить структуру нейропсихологического синдрома, лежащего в основе выявленного отклонения.

2.Разработать индивидуальный коррекционный маршрут для ребенка

3.Провести промежуточную и итоговую диагностику.

4.Дать рекомендации родителям для самостоятельных занятий с ребенком.

Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы.

Диагностика проводится перед зачислением ребенка на программу и по завершению программы. На первичную и заключительную диагностики отводится по 1 часу. Используется комплекс нейропсихологических методов диагностики ( Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей  [Текст]: изд. 4-е, исправленное и дополненное / Л. С. Цветкова.  – М., Педагогическое общество России, 2002. – 96 с. ).

Диагностика включает в себя:

- двигательные функции;

- тактильные и соматогностические функции;

- зрительный гнозис;

- пространственные представления;

- слуховой гнозис;

- память;

- речевые функции;

- письмо, чтение, счет;

- интеллектуальные функции.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

Сформировать или развить (в зависимости от статуса ребенка и глубины дизонтогенеза)  у детей навыки саморегуляции, осуществить коррекцию и абилитацию различных операциональных психологических факторов (когнитивных навыков и автоматизмов), создать предпосылки для формирования целостных психических функций - речи, памяти, соматогнозиса, пространственных представлений, и межфункциональных взаимодействий (письма, мышления и т.д.), повысить функцилнальные возможности мозга в целом, и, как следствие продуктивность любых видов деятельности. В результате полного и успешного прохождения программы у ребенка улучшится самоконтроль, повысится концентрация внимания, улучшится память, произойдет формирование пространственных ориентаций (лево-право, верх-низ, за-перед, спереди-сзади), повысится уверенность в своих силах, как физических так и интеллектуальных.

 В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы кроме метода сравнения данных входящей и исходящей нейропсихологической диагностики используется анкетирование родителей с целью получения обратной связи и дополнительного фактора оценки эффективности усвоения.

Возраст и количество участников.

Программа рассчитана на индивидуальную работу в присутствии родителя.

Возраст детей: дошкольники и младшие школьники  3 - 12 лет. Занятия могут проходить 1 или 2 раза в неделю. Каждое занятие включает 2 блока упражнений по 10-15 минут и динамическую паузу между ними 5 минут.  Между занятиями ребенок повторяет упражнения дома под контролем родителей.

Противопоказания для участия в программе.

 Детям, имеющим медицинские противопоказания (эпилепсия, шизофрения, ДЦП и другие), не рекомендовано прохождения данной программы в связи с возможностью медицинских рисков.

 Оборудование и материалы.

1.Оборудованный кабинет с ковровым покрытием;

2.Мягкие модули и маты;

3.Столики со стульями;

4.Различной тематики игрушки, игрушечные животные большие и малые;

5.Магнитофон и музыка;

6.Игры: развитие памяти, пространственное мышление, фонематического слуха,

произвольного внимания  и другие.

Требования к специалисту, реализующего программу.

Обязательное владение методами нейропсихологической диагностики и коррекции. Умение мотивировать ребенка на выполнение трудных заданий, устанавливать продуктивный контакт с ребенком.

Учебно-тематический план.

Программа состоит из 4х этапов и рассчитана на 72 часа коррекционно - развивающих занятий, включающих в себя  2 диагностических, 72 занятий по двигательной  и когнитивной коррекции  в течение 9 календарных месяцев. Обязательным условием эффективности программы  являются домашние задания, в том числе на летний период. 1 час равен 30 минут.

 

 

Темы

 (перечислены в следующей таблице)

Всего часов

Форма контроля

1

Диагностика

2

Диагностика

2

Занятия 1 этапа

20

Наблюдение

3

Занятие  2 этапа

20

Наблюдение

4

Занятие  3 этапа

15

Наблюдение

5

Занятие  4 этапа

15

Наблюдение

 

итого

72

 

 

Темы занятий

Всего часов

Занятие 1.

1. Знакомство

2. Нейропсихологическая диагностика (входящая) по стимульному комплекту Л.С. Цветковой. Определение ведущей руки, диагностика памяти, внимания, произвольного компонента деятельности, сформированности реципрокной координации, кинетического и кинестетического праксиса, восприятия, воображения.

3.Рекомендации родителям, ознакомление с программой коррекционно-развивающих занятий, консультирование по итогам диагностики.

30 минут

1 этап. Занятие 2-21

20 часов

1. Приветствие, массаж рук, дыхательная  гимнастика

2. Пальчиковая  гимнастика («буратино», «тили дом», «замок», «топ, топ, топотушки», «капуста», «петушок», «блины», «апельсин», «кулачок-ладошка», «мальчик –с пальчик», «грибочек- чашечка»)

3. Качалочка вперед, вбок

4. Колобок

5. Бревнышко (руки вытянуты)

6. Бревнышко (руки прижаты)

7. Солдатик без ног

8. Солдатик без рук

9. Солдатик с руками и ногами

Динамическая пауза

10. Гусеница

11. Клоун

12. Мостик

13. Лодочка на спине

14. Лодочка на животе

15. Велосипед  вперед

16. Шагали наши ножки  лежа

17. Локоть –колено одноименно лежа

18. Звездочка лежа

19. Солнышко лежа

20. Глазки лежа

21 Растяжки

15 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

15 минут

2 этап. Занятие 22-42

20 часов

1. Приветствие, массаж рук, дыхательная  гимнастика

2. Пальчиковая  гимнастика («буратино», «тили дом», «замок», «топ, топ, топотушки», «капуста», «петушок», «блины», «апельсин», «кулачок-ладошка», «мальчик –с пальчик», «грибочек- чашечка», «привет заяц», «лезгинка», «капитан», «коробочка»)

3. Качалочка вперед, вбок

4. Колобок

5. Бревнышко (руки вытянуты)

6. Бревнышко (руки прижаты)

7. Солдатик без ног

8. Солдатик без рук

9. Солдатик с руками и ногами

Динамическая пауза

10. Паучок вперед, назад

11. Краб вперед, назад

12. Паровоз вперед, назад

13. Рыбий хвост

14. Бабочка

15. Яблочко

16. Лодочка на спине

17. Лодочка на животе

18. Велосипед  вперед и назад лежа с руками

19. Шагали наши ножки  одноименно и разноименно лежа

20. Локоть –колено одноименно и разноименно лежа

21. Звездочка одноименно и разноименно лежа

22. Глазки лежа

15 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

15 минут

 

 

 

 

 

 

3 этап. Занятие 43-58

15 часов

1. Приветствие, массаж рук, дыхательная  гимнастика

2. Пальчиковая  гимнастика («замок», «капуста», «петушок», «блины», «апельсин», «кулачок-ладошка», «мальчик с пальчик», «грибочек- чашечка», «привет заяц», «лезгинка», «капитан», «коробочка», «живот –голова», «кулак –ребро –ладонь»)

3. Качалочка вперед, вбок

4. Колобок с целью

5. Бревнышко (руки вытянуты) с целью

6. Бревнышко (руки прижаты) с  целью

7. Солдатик без ног с препятствиями

8. Солдатик без рук с препятствиями

9. Солдатик с руками и ногами с препятствиями

Динамическая пауза

10. Паучок вперед, назад, вбок

11. Краб вперед, назад, вбок

12. Паровоз вперед, назад, вбок

13. Рыбий хвост с языком

14. Кошка вперед, назад

14. Лодочка на спине

15. Лодочка на животе

16. Велосипед  вперед и назад с руками наоборот

17. Шагали наши ножки  одноименно и разноименно сидя

18. Локоть –колено одноименно и разноименно сидя

19. Звездочка одноименно и разноименно сидя

20. Кобра

21. Глазки сидя/с языком

15минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

15 минут

 

 

 

 

 

4 этап. Занятие 59-71

15 часов

1. Приветствие, массаж рук, дыхательная  гимнастика

2. Пальчиковая  гимнастика («замок», «капуста», «петушок», «блины», «апельсин», «кулачок-ладошка», «мальчик с пальчик», «грибочек- чашечка», «привет заяц», «лезгинка», «капитан», «коробочка», «живот –голова», «кулак –ребро –ладонь», «рисунок в воздухе разными руками»)

3. Качалочка вперед, вбок

4. Колобок с целью

5. Бревнышко (руки вытянуты) с целью

6. Бревнышко (руки прижаты) с целью

7. Солдатик без ног с препятствиями

8. Солдатик без рук с препятствиями

9. Солдатик с руками и ногами с препятствиями

Динамическая пауза

10. Паучок вперед, назад, вбок

11. Краб вперед, назад, вбок

12. Паровоз вперед, назад, вбок

13. Рыбий хвост с языком

14. Яблочко

15. Кошка вперед, назад, вбок

Динамическая пауза

16. Лодочка на спине

17. Лодочка на животе

18. Велосипед  вперед и назад с руками, наоборот

19. Шагали наши ножки  одноименно и разноименно сидя

20. Локоть –колено одноименно и разноименно стоя

21. Стенка

22. Глазки стоя с языком

15 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

15 минут

 

 

 

 

 

5 минут

10 минут

Занятие 72. Диагностика итоговая по результатам года.

 

итого

72 часа

 

 

Используемая литература 

1.Выготский Л.С. Психология. – М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2008. - С. 1008

2.Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. -   М.: Издательский мир «Академия», 2009, - 272с

3.Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития // Неврологический вестник. – 2008. – Т. XL. – Вып. 3. – С. 56-60.

4.Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.:Питер, 2008. — 288 с.: ил.

5.Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности сенсорных систем: Учебное пособие. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2006. 565с.

6.Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте/  А.В. Семенович. – М.: Академия, 2002. – 232с

7.Семенович А.В.  Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего  онтогенеза: учебное пособие . М.: Генезис, 2007. -474 с.

8.Цветкова, Л.С., Цветков, А.В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. / Л.С. Цветкова, А.В.Цветков. – М.: Компания  Спутник+, 2008. – 7

9.Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное  обучение.  Учебное пособие. – М. :   Московский  психолого-социальный институт,  2000. 148с.

10.Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей  : изд. 4-е, исправленное и дополненное / Л. С. Цветкова.  – М., Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.

 

Записаться

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Вернуться на главную