ddoliras@mail.ru 8 985 350 80 50 м. Кузьминки, Волгоградский пр-т., д.135, корпус 3, 2 этаж, комната 2 м. Перово, ул. 1-я Владимирская, д. 29, корпус 2, 2 подъезд, комната 11

Подростковые проблемы

Центральное новообразование подросткового возраста – это самоопределение.

Его главным признаком является потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека,

осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности,

свое место и назначение в жизни)


Подростковый возраст — трудное время не только для родителей, но и для самих детей.

Именно в этот период родители вдруг открывают для себя, что те правила, по которым они

общались с детьми, уже не действуют, а новых правил пока нет. Да и какими они должны быть,

эти правила, когда твой ребенок вдруг стал еще не взрослым, но уже и не ребенком?

Если Вам нужна помощь в этом вопросе,

запишитесь на консультацию

Стоимость - 3500 руб (60 мин.)

 

    Особенности подросткового возраста.

- Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?»,

  «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

- Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с

  другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

- Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого

  существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?»

- Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между

  мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

- Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.

- Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых.

  Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

- Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

- Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые),

  и никаких обязанностей (как дети).

- Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются

  быть «не как все».

- Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое

  своеобразие, непохожесть на других.

- У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием.

  Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Здесь важно набраться терпения и помнить: кризис — это временно, и чтобы его преодолеть,

предстоит поработать над собой.

Вот правила, которые вам в этом помогут.

1. Создайте серую зону.

Важно дать подростку возможность делать даже то, что вы не одобряете.
Главное — объяснить своё негативное отношение к этому

Подростку свойственна оппозиционность: он будет делать вам всё наперекор,

испытывая вас на прочность и исследуя границы допустимого. Задача родителей в

этот период — соблюсти баланс между запретами и разрешениями. Помните, как было

просто с пятилеткой? Это — можно, а это — нет. Для подростка вам придётся сформировать

третий вариант — «серую зону». В ней будут вещи которые вы не одобряете, но готовы

разрешить — носить джинсы с дырками или сделать пирсинг, — для каждой семьи

«серая зона» своя. Почему вы должны это разрешать? Переходный возраст — время,

когда позволительно экспериментировать. Если вы запретите эксперименты, подросток

всё равно совершит свою порцию ошибок, просто выберет их из «чёрного списка».

А с последствиями предоставит разбираться вам, и без «доверительных отношений».

2. Уважайте пространство подростка.

Подростки остро ощущают потребность в личном пространстве.

Стремление к одиночеству — ещё одна особенность переходного возраста.

Даже изоляция. Подросток впервые остро выделяет себя из окружающего мира и

осознаёт свою отдельность, повторяя кризис семи лет. Это означает, в числе прочего

потребность в отдельном пространстве, в идеале в собственной комнате, чтобы

побыть одному. Многие родители, понимая эту необходимость, интуитивно решают

эту проблему исходя из возможностей семьи, однако забывают поддерживать идею

личного пространства в мелочах. Например, не стучат в дверь комнаты подростка,

диктуют, какие плакаты можно вешать, а какие нет, и так далее. Но ребёнок вырос

и стал отдельной личностью, поэтому, если вы готовы выделить ему персональную

территорию, её границы надо уважать. Разрешать ребёнку разводить в его комнате

костёр не стоит, но стучать в дверь — обязательно, если, конечно, вы хотите, чтобы

он стучал, заходя к вам. Возможно, чтобы доверительно поговорить.

3. Уважайте чувства подростка

Не ставьте под сомнение ценность переживаний подростка.
Это может навсегда разрушить доверие между вами

Говоря об уважении к пространству подростка, не стоит забывать о его чувствах.

В переходном возрасте ребёнок обладает острой чувствительностью к сторонним

оценкам. Представьте, как сын приходит из пятого класса и говорит, что влюбился.

Отнесётесь ли вы к этому серьёзно? Сможете ли не засмеяться? А надо!

Это чувство, и оно не лучше и не хуже вашего. Неразделённая любовь у подростков

болит не меньше, чем у взрослых, а разделённая — наполняет душу радостью и в

40, и в 50, и в 89. Хотите доверительного разговора, когда ребёнок станет взрослым?

Начинайте разговаривать с ним в двенадцать.

4. Для ласки нужно настроение

Подросток не должен быть всегда готов к крепким родительским объятиям.
Постарайтесь понять, когда это действительно нужно.

Потребность в ласке у подростка почти так же сильна, как и у ребёнка младшего возраста.

Маленькие дети всегда подходят «погладиться» сами. От подростка вы этого не дождётесь,

хотя он также в этом нуждается. Получать ласку — это право, а не обязанность подростка.

Поэтому не обижайтесь, если в ответ на проявление вами нежности, он недовольно бубнит:

«Я не маленький». Значит, сейчас ему не надо. Поймите, когда надо и подойдите.

Так вы завоюете доверие ребёнка. Одно объятие в нужное время равно тысяче слов.

5. Замените критику обсуждением

Старайтесь не критиковать подростка. Вместо этого — объясняйте и обсуждайте то,

как вы видите проблему и как её можно решить

Переходный возраст обостряет чувствительность к критике, поэтому прекратите ругать

«ребёнка». Взрослые люди не ругают друг друга. Они выясняют отношения, ищут точки

соприкосновения, иногда бьют посуду, но один взрослый человек не отчитывает другого

из позиции «сверху». Вы хотите, чтобы ваш сын (или ваша дочь) делился с вами своими

победами и чувствами? Для этого достаточно четырёх первых пунктов. Но если вы хотите

знать о бедах и проблемах подростка, перестаньте его критиковать.

Порой родители требуют, чтобы ребёнок хорошо учился или бросил играть в компьютерные

игры. Но это всегда означает «Верните мне моего пятилетнего мальчика/девочку».

Уважая чувства, желания и личные границы подростка, прислушиваясь к тому, о чём

он рассказывает, вы не только сможете завоевать его доверие, но и поможете преодолеть

самые сложные моменты переходного возраста.

Важно понимать, что переходный период – определяющий этап успешной взрослой жизни.

От того, как быстро и безболезненно пройдет кризис зависит адаптация подростка

в учебной, а затем рабочей среде. Период определяет и будущую личную жизнь ребенка,

гармоничное взаимоотношение между полами.

Понаблюдайте за эмоциональным состоянием своих детей.

Единичные вспышки гнева, строптивого поведения могут быть связаны с

неблагоприятными внешними обстоятельствами. Насторожить взрослых

должны устойчивые изменения в привычках, манере общаться ребенка.


Психолог для подростка необходим в следующих ситуациях:

- демонстративное непослушание, вызывающее поведение, агрессия,

  частые случаи обмана;

- замкнутость, нежелание идти на контакт ни с кем, учиться, отсутствие интереса

  к деятельности, которая раньше нравилась;

- низкая самооценка, неуверенность в собственных силах, мешающая проявлять себя

  в учебе, общаться с окружающими людьми;

- появление странных, пугающих предпочтений в одежде, макияже,

  внезапная смена имиджа;

- резкое снижение успеваемости – пренебрежение выполнением домашних заданий,

  невнимательность, рассеянность;

- возникновение конфликтов с педагогами, приятелями, семейным окружением;

- резкие и частые переходы от безудержного веселья к грусти, плаксивому настроению;

- возникают психосоматические заболевания – головные боли, проблемы с пищеварением;

- появление вредных привычек – курение табака или курительных смесей (спайсов),

  прием алкоголя, наркотиков.

Когда вы обратили внимание на любое неприятное изменение в поведении, внешности подростка,

постарайтесь поговорить с ним о причинах таких перемен, наладить контакт. Если попытки общения

отвергаются, не приносят результата, отношения ухудшаются, то существует единственный

выход – помощь опытного специалиста психолога.


Подростковый возраст — самый нежный. Уже не ребёнок, но ещё не взрослый.
Готовый совершать взрослые поступки, но не готовый нести за них ответственность.



Записаться

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Вернуться на главную