ddoliras@mail.ru 8 985 350 80 50 м. Кузьминки, Волгоградский пр-т., д.135, корпус 3, 2 этаж, комната 2 м. Перово, ул. 1-я Владимирская, д. 29, корпус 2, 2 подъезд, комната 11

Готовность ребенка к школе

Заботливые родители хотели, чтобы с первых дней школьной жизни ребенку было проще учиться, и постарались научить его чтению, счету, письму, а может, и иностранному языку.

А надо ли это?
А как лучше подготовить ребенка к школе?

Часто бывает, что смышленый и хорошо подготовленный первоклашка вдруг «забывает» всё, чему его старательно обучали. Мы надеялись, что он будет если не первым в классе по успеваемости и поведению, то уж точно не последним! А он начинает уставать, болеть с первых же дней, боится идти в школу, отвечать на уроке, знакомиться с детьми. Или, наоборот, становится агрессивным, неуправляемым, раздражительным, плохо засыпает, теряет аппетит, а выполнение домашних заданий становится пыткой и для него, и для нас: рука не слушается — буквы «пляшут», трудно произносятся и совсем не запоминаются.

Запомните родители! Запомните педагоги! Что ребенок не виноват, что наша образовательная система построена таким образом, что не учитывает индивидуальные особенности развития детей.
И Вы тоже в этом не виноваты! Поэтому никогда не ругайте детей и не вините себя!

Но, мы взрослые, поэтому и сами справимся  и ребенку поможем, чтобы  он учился  с радостью и был успешным  и в школе и в жизни.

Чтобы своевременно понять, какие навыки лучше развивать у Вашего ребенка,

запишитесь на консультацию.

Индивидуальная консультация - 3500 руб. (60 минут)
Диагностика - 1400 руб (30 минут)
Индивидуальные занятия с ребенком - 1200 руб. (30 минут)
Групповые занятия "Секрет ОБРАЗования" -500 руб (30 минут)

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе. К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра). О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя. К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения). Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.
3. Интеллектуальная готовность. Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества. В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях. Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.
4. Социально-психологическая готовность ребенка. Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

 

 

 

       ПРОГРАММА

 «СЕКРЕТ ОБРАЗования»

 Возраст детей: 3-9 лет

У ребёнка-крокодилёнка
На учёбу ушла вся силёнка.
Ах, родители-крокодители,
Пожалейте крокодилёнка!
(П. Синявский)

До боли знакомая картинка описана в песне П. Синявского «Крокодилёнок»: зелёно-ватый от учёбы ребёнок не запоминает и не понимает, чего от него хотят педагоги и родители. А главное – зачем это нужно ему? 

Как же так получается, что дети, в принципе настроенные на познание мира, «зеле-неют», как крокодилята, от самого процесса познания?
Так с 4 до 7 лет активно развивается правое (образное) полушарие человека. Ребё-нок воспринимает мир целостными картинками на основе образов, движений, эмо-ций, ритма, интуиции, интегрированного мышления. Это время, когда он радостно и с большой охотой учится всему через игру, создавая целые миры, давая волю своему воображению, творя без границ.
Когда же мы лишаем процесс образования творчества, то, по сути, навязываем ре-бёнку повторение за нами по принципу «Делай как я!». Доверяя взрослым, дошколь-ник, безусловно, будет пытаться повторять, активизируя работу левого полушария, чьё время ещё не пришло, и, не используя ресурсы правого, чьё время пройдёт без востребования. Действуя под руководством взрослого против природы, что получит ребёнок? Трудности в понимании и освоении учебного материала, которые рождают страх ошибиться и не соответствовать тому, за кем повторяет старательный до-школьник. Страх ошибки и несоответствия вызовет нервное напряжение, создаст те-лесные зажимы и, как следствие, потерю веры в свои силы, проблемы со здоровьем, мотивацией, концентрацией, вниманием и т.д. Как же могут родители, педагоги, помочь ребятам радоваться новым знаниям о мире, а не зеленеть от обучения?
Справиться с этой задачей поможет нам одно из направлений практической психо-логии – эйдетика. Это слово имеет греческие корни: эйдос – значит образ. Сравните наше русское слово ОБРАЗование! Как оно отражает всю суть этого бесконечного и увлекательного в течение всей человеческой жизни процесса! И что есть образова-ние? Если говорить упрощённо, то это процесс, в основе которого лежат образы: их создание, осмысление, усвоение, взаимосвязи и передача. Иными словами, не может быть образования без образов. А эйдетика – методика образного воображения – раз-рабатывает инструментарий для любого обучения в любом возрасте, помогая обра-батывать любую информацию легко, быстро, надёжно и эффективно. В результате развивается воображение, интуиция, творческие способности, положительная само-оценка, позитивное мышление, сохраняется и укрепляется здоровье.
Данная программа — это возможность раскрыть истинный потенциал ребенка.
Ведь главная задача не вырастить гения, а дать ребенку своеобразную
основу для дальнейшего успешного обучения. И достичь этой цели можно
благодаря развитию четырех базовых функций у детей – воображения, памяти,
внимания и мышления. Именно благодаря их усиленному формированию
ребенок будет иметь качества, помогающие с уверенностью войти в будущее.
Направленность программы - социально-педагогическая.
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы связана с тем, что развития познавательных способно-стей у детей дошкольного и младшего школьного возраста продиктована современ-ной действительностью.
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,
компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информаци-онные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентирова-лись в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, запоминать, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, наша основная задача - воспитать личность любознательную, активную, заинтересованную в уча-стии образовательного процесса, обладающую способностью решать интеллектуаль-ные и личностные задачи.
Проанализировав содержание современных школьных обучающих программ, мы можем с уверенностью сказать, что интеллектуальной и творческой составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьнику было интересно и легко учиться с первых дней, начинать готовить ребенка необходимо, как можно раньше.
Новизна программы состоит в том, что данная программа направлена на выявле-ние в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внима-ние уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать нега-тивное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрирован-ной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы раз-ных методик: эйдетики, ТРИЗ, игроритмики, пальчиковой гимнастики, нейрогимна-стики, тренинговых упражнений на самопознание.
Данная программа помимо развития интеллектуальных и творческих возможностей детей позволяет решить еще три важные проблемы – диагностику, коррекцию и про-гнозирование дальнейшего развития ребенка. В итоге можно выявить одаренных и отстающих детей, а также скорректировать их развитие для дальнейшей самореали-зации и формирование интеллектуального взросление на следующих возрастных ступенях.

Особенности программы:

- высокая вариативность возможного начала обучения (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа д/с; 1-4 классы начальной школы; 5-7 классы)
- вариативность возможной продолжительности обучения за счет изменения
вида и числа осваиваемых методов эйдетики;
- использование преимущественно игровых методик обучения;
- широкое разнообразие выбора используемых учебных пособий и дидактических материалов.

 

Цель программы:

- в развитии: развитие у детей высших психических функций (памяти, внима-ния, мышления, воображения);
- в обучении: научить рассуждать, мыслить нестандартно, творчески решать за-дачи любой сложности, запоминать большой объем информации;
- в воспитании: формировать качества творческой личности на понятийной ос-нове.

 

Задачи в воспитании:

1. Формировать навыки творческой исследовательской работы;
2. Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи
при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели;
3. Повышать самосознание – способность сознавать какой он(она), анализировать
свои качества, ставить перед собой цель воспитать у себя какие-либо умения и
качества знаний;
4. Учить реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими
людьми;
5. Учить планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть
и устанавливать их связь;
6. Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Задачи в обучении:

1. Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать,
классифицировать;
2. Раскрывать ребенку не случайные связи, а существенные и системные их стороны
и особенности особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и
культуры;
3. Научить генерировать различные варианты решения задач;
4. Знакомить детей с разными сторонами действительности:
явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры,
миром собственных переживаний;
5. Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать
события, произошедшие в детском саду/школе и дома;
6. Прививать любовь к устному народному творчеству, к живому образному слову;

Задачи в развитии:

1. Совершенствовать произвольное внимание;
2. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения на основании приобретённых знаний;
3. Развитие образной памяти;
4. Развитие ассоциативно – образного мышления.
5. Развития функции самоконтроля.

Для каждого возраста задачи уточняются и конкретизируются.

Категория учащихся по программе: 3-9 лет.

- «В гостях у Степашки» - для детей 3-5 лет,
- «Филиппок» - для детей 5-7 лет,
- «Эврика» - для детей 7-9 лет

Срок реализации программы.

Программа предполагает 5 циклов (лет) обучения по 72 учебных часа (занятия) в год.

Форма обучения:

– очная
– групповая,
– одновозрастная группа (занятия могут проводиться и в разновозрастных
группах, с разницей в возрасте не более 1 года).

Численный состав группы: 5-12 человек.

Режим занятий:

Для дошкольников обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 0,5 часа
(время занятий включает 25 мин. учебного времени и обязательный 5-10
минутный перерыв);
Для школьников занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий
включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15 минутный перерыв).


Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты

 

Знания и умения

Год обучения

1

2

3

4

5

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

Смысл понятий "эйдос", "эйдетизм", "эйдетика"

 

 

 

+

+

Органы чувств

+

+

+

+

+

Виды памяти

 

 

 

 

+

Отличия "образного" и "словесного" способов мышления

 

 

 

 

+

Понятие "мысленные ассоциации", виды ассоциаций, связь между ними

 

 

 

 

+

Понятие "общение", способы и правила общения.

+

+

+

+

+

Понятие "ключевое слово"

 

 

+

+

+

Методы и приёмы эйдетики - не менее

1

2

3

4

5

Понятие "информация", о роли информации в жизни человека

 

 

 

 

+

Понятие "рифма", "ритм", "стихосложение"

 

 

+

+

+

Понятия "эпитет", "метафора", "гипербола"

 

 

 

+

+

О связи назначения объекта с его свойствами

 

 

+

+

+

Понятие "функция объекта"

 

 

 

+

+

Алгоритм составления рассказа о событии, объекте

 

 

+

+

+

Правила игр на развитие памяти и внимания

1

2

3

4

5

Программные требования к умениям и навыкам

(результаты практической подготовки):

Объяснять логику своих ассоциаций

 

 

+

+

+

Выстраивать и объяснять цепочки ассоциаций

 

 

+

+

+

Видеть образы произвольных понятий в различных изображениях

 

 

+

+

+

Описывать объекты с опорой на органы чувств

+

+

+

+

+

Владеть образной речью

 

 

 

+

+

Составлять рассказ на заданную и собственную темы

 

 

+

+

+

Использовать изученные методы и приёмы эйдетики

 

+

+

+

+

Владеть основными способами общения

 

+

+

+

+

Подбирать рифмы, составлять простейшие стихотворные формы

 

 

+

+

+

Выделять на слух ключевые слова в произвольном тексте

 

 

 

 

+

Выделять при чтении ключевые слова в произвольном тексте

 

 

 

 

+

Формировать цепочки опорных слов, ассоциированных с ключевыми

 

 

 

+

+

Запоминать "с ходу" последовательность слов, не менее

5

7

10

15

20

Запоминать и пересказывать текст по ключевым словам

+

+

+

+

+

 

Личностные результаты:

Программные требования к уровню воспитанности:

1

2

3

4

5

Уметь планировать, контролировать и оценивать  учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

 

+

+

+

Умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при решении задач

+

+

+

+

+

Уметь формулировать свое мнение и задавать вопросы

 

+

+

+

+

Умение преодолевать трудности в реализации поставленной задачи

 

+

+

+

+

Понимание чувства других людей и  уметь сопереживать (эмпатия)

+

+

+

+

+

Адекватная самооценка, уверенность в своих силах

+

+

+

+

+

Кругозор и общая культура

+

+

+

+

+

Мотивация к обучению и познанию

+

+

+

+

+

Программные требования к уровню развития:

 

 

 

 

 

Развитое внимание в соответствии с возрастом

+

+

+

+

+

Самоконтроль в соответствии с возрастом

+

+

+

+

+

Развитая память в соответствии с возрастом

+

+

+

+

+

Развитое логическое мышление в соответствии с возрастом

 

 

+

+

+

Развитое  креативное мышление

 

 

+

+

+

Развитая мелкая моторика рук, в соответствии с возрастом

+

+

+

+

+

Развитое  восприятие в соответствии с возрастом

+

+

+

+

+

 

Метапредметные результаты:

Понимать возможность разных точек зрения, не совпадающие  с собственной

 

 

+

+

+

Владеть основами  самоконтроля, самооценкой и принятия решения в осуществление осознанного выбора в учебной познавательной деятельности

 

 

+

+

+

Уметь работать по предложенному плану

+

+

+

+

+

Находить отличительные признаки заданных объектов

+

+

+

+

+

Делать вывод  о сходстве нескольких объектов по наличию общего признака

+

+

+

+

+

Уметь составлять сказки, рассказы

+

+

+

+

+

Записаться

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Вернуться на главную